Антиблокировочная система (АБС, ABS): принцип действия

Современный автомобиль буквально напичкан различной электроникой, которая призвана облегчить жизнь автомобилисту и сделать поездки максимально безопасными.  Одним из самых первых электронных  помощников, появившихся в автомобиле, была антиблокировочная система  (АБС,  англ. Anti-lock Brake System – ABS).  Основная задача этой системы – предотвращение блокировки затормаживаемых колес автомобиля,   сохранение его  управляемости и курсовой устойчивости.  АБС  позволяет избавить водителя от  необходимости постоянного контроля над усилием, прикладываемым к педали тормоза,  во избежание блокировки колес и снижения эффективности торможения.  Теперь эту задачу взяла на себя АБС.  Электроника   антиблокировочной системы  анализирует сигналы, поступающие  от датчиков скорости вращения колес, и через специальный гидромодулятор  воздействует на тормозные механизмы.  

Частично способ работы АБС  напоминает действия опытного водителя, когда при торможении на скользком покрытии  водитель  удерживает колеса автомобиля на грани блокировки, используя  прерывистое торможение.  Кроме того,  АБС еще и выравнивает  работу  колес,  и  автоматически регулирует тормозные усилия  так, чтобы автомобиль не потерял  курсовой устойчивости.

Принцип действия этой системы в отличие от технического исполнения не очень сложен.  После того как водитель нажимает педаль тормоза, тормозная жидкость начинает воздействовать на тормозные механизмы колес. В месте контакта колеса  автомобиля с дорогой возникают тормозные силы.  Если продолжать нажимать на педаль, то  эффективность торможение будет расти, но лишь до определенного момента.  На определенном этапе увеличение давления в приводе тормозов  уже не может принести положительных результатов. Колесо перестает вращаться, блокируется, при этом скольжение колеса увеличивается, хотя тормозная сила остается прежней – автомобиль становится практически неуправляемым.

АБС помогает избежать такого развития событий.  Сопоставив полученные от датчиков сигналы, блок управления АБС дает команду распределительному клапану, который уменьшает давление в тормозной системе, в независимости от силы нажатия на педаль тормоза.  Причем  система управляет  индивидуально торможением каждого колеса, которое начало  блокироваться.  После того как опасность блокировки миновала давление в системе восстанавливается, чтобы избежать недотормаживания колес. 

Водителю важно знать, что приемы вождения автомобиля, оснащенного АБС и без АБС,  несколько отличаются.  На автомобиле с АБС  на тормоза нужно жать смело, не боясь блокировки. Иногда водителю не просто к этому привыкнуть, если раньше он знал, что с педалью тормоза нужно обращаться осторожно, то теперь нужно, что называется бить по тормозам.

Эта статья полезна для Вас? Да 4 / Нет 0

Порекомендуйте статью друзьям: