Автомобильный термостат: принцип действия

Такой прибор, как термостат, можно встретить на любом автомобиле, имеющем жидкостную систему охлаждения двигателя. Термостат служит для автоматической регулировки температуры в системе охлаждения, кроме того, он помогает быстрее прогреться холодному двигателю до рабочей температуры. Термостат играет роль автоматического клапана, срабатывающего при повышении или понижении температуры охлаждающей жидкости, и монтируется в том месте, где жидкость выходит в радиатор охлаждения.

Рабочее тело термостата, то есть его наполнитель может быть жидким или твердым. В современных легковых автомобилях, как правило, применяются термостаты, имеющие твердый наполнитель.

Принцип работы термостата довольно прост: представляя собой клапан, он перекрывает поток жидкости в радиатор, пока мотор не прогреется. Пока термостат закрыт охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения по так называемому малому контуру, минуя радиатор, то есть циркулирует по рубашке охлаждения двигателя. Таким образом, жидкость быстрее нагревается, а холодный двигатель быстрее «выходит» на рабочую температуру. При достижении охлаждающей жидкостью температуры около 90˚С (эта температура может быть разной для каждого конкретного двигателя), термостат открывается, открывая проход для охлаждающей жидкости в радиатор. После этого охлаждающая жидкость циркулирует по большому контуру охлаждения, до тех пор, пока её температура не снизится, и термостат опять закроется.

Давайте рассмотрим, каким образом реагирует термостат на изменения температуры. Происходит это за счет расширения его наполнителя под воздействием высокой температуры. При расширении наполнителя открывается клапан, а при снижении температуры наполнитель остывает, становится меньшим в объеме, и клапан перекрывается.

На некоторых автомобилях в системе охлаждения может быть не один, а несколько термостатов. Термостаты могут отличаться по своей конструкции, по типу наполнителя, по температуре срабатывания, но, принцип работы любого термостата одинаков. Несмотря на простоту конструкции и устройства, термостат — очень важный элемент в системе охлаждения двигателя автомобиля. Неисправность термостата, при которой он постоянно перекрывает путь жидкости в радиатор, может стать причиной выхода из строя двигателя в результате его перегрева. Если же удалить термостат из системы, или он будет постоянно открытым, то мотор будет долго прогреваться до рабочей температуры, что ухудшит его экономичность и сократит ресурс.

Заменить термостат не сложно, тем более что стоит он недорого. Лучше всего заменять термостат, не дожидаясь, когда он выйдет из строя, а регулярно, примерно один раз в несколько лет.

Чтобы проверить работу термостата нужно запустить двигатель, и подождать, пока заработает вентилятор на радиаторе. Если по каким-либо причинам вентилятор на радиаторе не запускается, необходимо на приборной панели следить за температурой охлаждающей жидкости и не допустить ее критического значения. Далее нужно заглушить двигатель, поднять капот, и найти верхний и нижний шланг радиатора. По верхнему шлангу жидкость поступает в радиатор, а по нижнему вытекает из него. Теперь дотроньтесь до шлангов, но будьте осторожны — шланги могут быть очень горячие. Если один из шлангов холодный, и при этом указатель показывает высокую температуру охлаждающей жидкости, это указывает на то, что термостат закрыт, и не пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. Такой термостат нужно заменить.

Есть и другой способ проверки термостата, но для этого его нужно извлечь из системы охлаждения. Термостат и термометр кладут в емкость с водой, после чего емкость нагревают, контролируя температуру воды, и отмечают, при какой температуре термостат открывается. После этого нагрев выключают, дают воде остыть, и отмечают температуру, при которой термостат закрывается. Этим способом можно проверить не только исправность термостата, но и то, как точно он работает.

Источник: www.CAR-TALES.RU

Эта статья полезна для Вас? Да 3 / Нет 1

Порекомендуйте статью друзьям: