По каким критериям выбирать зимнюю резину

В предыдущей статье был представлен краткий обзор тестов зимних шин от ведущих отечественных и зарубежных изданий. Слепо полагаться на «выбор редакции» далеко не всегда представляется рациональным, и для этого существует масса причин [1]. Для понимания сути вопроса, отметим лишь некоторые основные причины:

  1. Отсутствие единого стандарта при выполнении замеров. Каждое издание делает замеры по своей методике и, как правило, при текущих погодных условиях.
  2. Далеко не в каждой статье указываются условия испытаний, поэтому результаты замеров зачастую складывают ложное мнение у потребителя.
  3. В ходе испытаний частенько применяются субъективные тесты, когда эксперт высказывает свое мнение и ставит оценки на основе своих ощущений.
  4. Система приоритетов при подсчете итоговых баллов у каждого издания своя. А с учетом того, что на общий итог оказывают влияние и результаты субъективных тестов, то «ценность» таких оценок для потребителя зачастую оказывается под сомнением.

Но если не верить тестам интернет-изданий и печатных журналов, как же тогда выбирать зимнюю резину? Ответ: будем верить, но не слепо, а будем тщательно анализировать и выбирать осознанно.

Далее представлен метод выбора зимней резины от нашего сайта www.CAR-TALES.RU. Двигаясь последовательно по шагам, постепенно будут отсеиваться ненужные варианты, и будут ужесточаться требования к оставшимся кандидатам.

Итак…

Пошаговый метод выбора зимней резины

Шаг 1. Выбираем только из разрешенного ряда типоразмеров шин под имеющиеся/планируемые колесные диски.

В статье по выбору летней резины данному вопросу уделяется особое внимание, и приводятся разъяснения относительно того, какими могут быть последствия из-за неправильного выбора типоразмера шины.

Шаг 2. Выбираем резину с усиленной боковиной.

В статье «Выбор летней резины: размер и рисунок шин» уже было рассказано о том, насколько легко можно пробить колесо без усиленной боковины.

А теперь представьте, сколько «удовольствия» можно получить от замены пробитого колеса в лютый мороз! Представили? Поэтому выбирайте модели с усиленной боковиной, если для вашего типоразмера шин такой выбор существует.

Шаг 3. Оцениваем сами себя, выбираем модель поведения.

Задайте себе простой вопрос: готовы ли вы отказаться от перемещения на автомобиле в определенные дни из-за «неудачных» погодных условий. Если вы не готовы пойти на это, и автомобиль вам нужен каждый день вне зависимости от погоды, настроения и всего прочего, то выбор зимних шин будет зависеть от прогнозируемых погодных и дорожных условий, в которых планируется эксплуатировать резину, при этом критерий «комфортное перемещение» уходит уже на второй план.

Шаг 4. Оцениваем зимние погодные условия для вашего региона.

Для этого необходимо оценить количество дней в году, когда среднесуточная температура воздуха колеблется в пределах от -5°C до 0°C. Такую оценку можно выполнить, например, с помощью погодного сервиса «Климатический монитор».

Шаг 5. Оцениваем качество дорожных покрытий, на которых планируется эксплуатировать шины.

Постарайтесь спрогнозировать, будете ли вы ездить зимой по грунтовым дорогам, с какой периодичностью и каковым будет их состояние. Например, дорожное покрытие «щебень-песок», как правило, не доставляет особых хлопот с проходимостью, а вот «природный» грунт  может оказаться очень топким и труднопроходимым.

Шаг 6. Принимаем ключевое решение: с шипами или без шипов.

Следует знать об одном «фундаментальном» недостатке нешипованных зимних шин – крайне низкая эффективность торможения на льду при температуре льда близкой к 0°C по сравнению с шипованными шинами. Эксперты журнала «За рулем» проводили специальные исследования [2] данного вопроса, которые абсолютно точно подтвердили этот факт (рис. 1).

Зависимость длины тормозного пути на льду от температуры

Рис. 1. Зависимость длины тормозного пути на льду от температуры для шипованных и нешипованных шин [2].

Таким образом, при температуре -5°C наблюдаются лучшие показатели длины тормозного пути у шипованных шин (рис. 1), при этом длина тормозного пути у нешиповок почти в два раза превышает показатели шиповок!  Дальше – хуже. При 0°C разрыв в эффективности торможения увеличивается еще сильнее: длина тормозного пути у нешипованных шин в более чем ДВА С ПОЛОВИНОЙ РАЗА выше, чем у шипованных! Только вдумайтесь в эти цифры!!!

Примерно такой же эффект можно наблюдать из результатов тестирования зимних шин 2012, представленных в прошлой статье. Значение тормозного пути является, на наш взгляд, тем самым объективным параметром (если конечно, эксперимент был поставлен корректно), на который необходимо обращать внимание в первую очередь.

А теперь вспомним про то количество дней, которое было определено на шаге 4 предлагаемого метода. Все эти дни автоматически попадают в зону повышенного риска, и владельцам нешипованной резины необходимо в такие дни быть предельно внимательными. Ситуация для них осложняется еще и тем фактом, что ухудшение сцепления колес с дорогой происходит, как правило, внезапно и крайне ощутимо. Судите сами – при вождении по сухому или мокрому асфальту, снегу или слякоти водитель автомобиля, укомплектованного нешипованными шинами, чувствует себя достаточно уверенно и даже не задумывается об опасности, но только стоит попасть на лед, как автомобиль становится, по сути, неуправляемым! Об этом надо всегда помнить, и это требует от водителя высокой степени дисциплинированности и мастерства. А если таковых навыков нет, то лучше не рисковать и отказаться от вождения автомобиля в такие дни.

Если описанные выше перспективы вас не устраивают, значит нешипованные шины вам не подходят. Шипованные шины – ваш выбор!

В остальных случаях (снег, сухой и мокрый асфальт), нешипованные шины показывают соизмеримые и даже более высокие результаты по управляемости, сцепным свойствам и комфорту по сравнению с шипованными шинами. Все достоинства нешипованых шин в полной мере раскрываются при низких температурах – даже торможение на льду оказывается более эффективным по сравнению с шипованной резиной (рис. 1).

В [2] эксперты приходят к выводу, который полностью соответствует логике предлагаемого метода, а именно, «выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги – предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, – лучше шипы».

Автор данной статьи для вождения по Москве зимой отдает предпочтение именно шипованным шинам по следующим причинам:

  1. В Москве за зиму наблюдается достаточно большое количество дней, когда средняя температура воздуха колеблется в пределах -5°C…0°C. По опыту зимнего вождения в пределах Москвы можно сказать следующее:
    • риск оказаться на гололедице возрастает в ранние часы, когда замерзшие за ночь лужи еще «не разбиты» колесами автомобилей;
    • при «неудачных» погодных условиях гололедица образуется одинаково хорошо и на оживленных магистралях, и на тихих улочках, хотя с увеличением интенсивности транспортного потока лед, как правило, тает (если температура воздуха близка к 0°C);
    • дорожные службы, как правило, реагируют с запозданием на ухудшения дорожной обстановки, связанные с погодными явлениями;
    • на тихих улочках, парковках и прочих местах, где нет оживленного движения, лед может не таять очень долго!
  2. Отказываться от вождения автомобиля в «неблагоприятные» дни возможности нет.
  3. Нежелание чувствовать дополнительное эмоциональное напряжение на дороге – лучше чувствовать себя уверенно на всех покрытиях (пусть даже «одинаково средне»), чем постоянно ждать подвоха от подснежного льда, раскатанного льда у стоп-линии, утренних замерзших луж, которые в темноте не всегда можно заметить вовремя, и т.д.

Не исключаю, что некоторые читатели не согласятся с мнением автора по данному вопросу – главное, что какой бы выбор вы не сделали, вы должны четко знать слабые стороны этого выбора, потому что от этого напрямую зависит ваша безопасность и безопасность окружающих. А у нешипованных шин есть не просто слабые стороны, а это очень слабые стороны, и об этом надо всегда помнить!

Шаг 7. Составляем схему приоритетов «бездорожье — заснеженная дорога — сухой/мокрый асфальт».

На предыдущем шаге был сделан ключевой выбор, в основе которого лежит принцип «Безопасность, прежде всего». И теперь каждый водитель должен расставить приоритеты, что для него важнее, ездить с комфортом по сухому и мокрому асфальту, ездить с комфортом по заснеженной дороге или же нужна повышенная проходимость в условиях бездорожья. В дополнение ко всему, немаловажным (а для кого-то, даже определяющим) фактором является стоимость резины.

Если на шаге 5 вы определили, что будете ездить зимой по труднопроходимым дорогам (например, будете часто выезжать за город, где дороги чистят редко), то представляется рациональным выбирать резину с повышенной проходимостью. Другой пример, когда вождение предполагается только по заснеженному, сухому или мокрому асфальту – в таком случае, возможно, лучше обратить внимание на резину с улучшенной  управляемостью на этих поверхностях.

Автор статьи для вождения по Москве отдает все-таки предпочтение управляемости в силу следующих причин:

  1. Большую часть времени приходится ездить по сухому или мокрому асфальту на достаточно высоких скоростях, поэтому на этих поверхностях управляемость, курсовая устойчивость и акустический комфорт должны быть на высоте.
  2. Часто приходится ездить по дорогам, покрытым невысоким слоем снега (местами со льдом) или слякотью. Здесь скорости в силу естественных причин уже пониже, однако, для уверенного вождения на этих покрытиях шины должны обеспечивать хорошую управляемость на снегу и льду (требования к проходимости пока не критичны).
  3. Иногда приходится ездить по дорогам с достаточно высоким слоем снега, когда после сильного снегопада дорожные службы не успевают справляться с уборкой. Скорости передвижения в таких условиях стремятся к минимуму, а вот требования к проходимости резины выходят на передний план.
  4. Часто приходится штурмовать снежные отвалы, например, чтобы припарковать автомобиль у тротуара. А снежная каша на парковке возле магазина может обернуться настоящим испытанием на «вездеходность» для вашего автомобиля. В таких ситуациях шины должны обеспечивать высокую проходимость.

Таким образом, для автора управляемость и курсовая устойчивость на сухом и мокром асфальте выходят на первый план, а на втором плане оказываются управляемость и проходимость на снегу. В итоге автор расставляет приоритеты для вождения по Москве следующим образом: 1) сухой/мокрый асфальт; 2) заснеженная дорога; 3) бездорожье.

Для многих читателей такой выбор для московских дорог покажется неприемлемым, и они отдадут предпочтение проходимости и управляемости на снегу. Возможно, такой выбор будет оптимальным для неспешных, степенных водителей.

Шаг 8. Все готово, чтобы сделать выбор.

А теперь вернемся к журнальным тестам зимних шин, и проработаем представленную в них информацию с учетом пройденных шагов. К этому моменту мы уже определились со многими критериями, а именно:

  • крайне желательно приобрести резину с усиленной боковиной;
  • имеется четкое представление, какие шины нужны именно вам: шипованные или нешипованные;
  • исходя из условий эксплуатации и личных предпочтений, имеется схема приоритетов «бездорожье — заснеженная дорога — сухой/мокрый асфальт».

Как видите, первые две позиции из данного списка сразу отсеют часть моделей, представленных в том или ином тесте.

Далее смотрим на результаты замеров тормозного пути на разных поверхностях. Наиболее информативны абсолютные результаты замеров при разных погодных условиях – можно оценить продольные сцепные свойства на разных поверхностях и сравнить эффективность разных моделей.

По мнения автора, это один из самых важных тестов, потому что его результаты во многом определяют потенциальную безопасность вождения. Какой бы выбор вы не сделали, главное, чтобы вы знали, насколько быстро выбранные шины смогут остановить автомобиль на той или иной поверхности при соответствующих погодных условиях. Зная эту информацию, зная слабые стороны по отношению к другим моделям, водитель будет уже более осторожен на дороге, будет выбирать соответствующий скоростной режим и держать соответствующую дистанцию. Согласитесь, ездить уверенно и с комфортом, безусловно, хорошо, но зимой гораздо важнее уметь вовремя останавливаться! Поэтому, на данном этапе представляется рациональным исключить заведомо «слабые» модели.

В итоге, имея список рекомендованных журналом моделей, имея список потенциальных кандидатов (все модели, которые не отсеялись на предыдущих этапах), остался последний шаг – сделать выбор на основе вашей схемы приоритетов, определенной на шаге 7. Результаты субъективных и объективных замеров, а также выявленные издателем слабые и сильные стороны для каждой модели без труда помогут вам сделать этот выбор.

Шаг 9. Вот он, мой неидеальный идеал!

Наконец-то вы определились с моделью, которая наиболее полно удовлетворяет условиям эксплуатации и вашим предпочтениям. Но, к сожалению, это еще не конец…

На просторах всемирной паутины в многочисленных отзывах потребители оставляют множество жалоб на качество ошиповки шин (со временем шипы выпадают) и износоустойчивость протектора. Не поленитесь, внимательно и по возможности объективно постарайтесь оценить для вашей модели выявленные другими автомобилистами недостатки. Возможно, эта информация заставит вас пересмотреть свой выбор. А может быть, вы останетесь на своем, потому что у конкурентов недостатков окажется не меньше, и просто будете более аккуратно эксплуатировать шины.

А может отказаться от журнальных тестов? К сожалению, все в этом сегменте не просто – очень много нюансов (химический состав резины, конструкция, рисунок протектора, расположение и форма шипов, высота шипов и т.д.), которые «на глазок» не определить!

Заключение

Очень надеемся, что предлагаемый метод поможет сделать вам осознанный выбор, и приобретенные шины будут обеспечивать, в первую очередь, высокий уровень безопасности в любой ситуации, а во вторую, доставлять удовольствие от вождения.

И еще, старайтесь держаться лидеров мирового рынка, потому что именно они вкладывают колоссальные средства в «бесконечную» оптимизацию параметров своих изделий, чтобы предоставить потребителю наиболее качественные, наиболее безопасные шины. Да, цена высока, но на безопасности (читайте «на зимней резине») экономить не рационально, не дальновидно, не рентабельно!

Список использованных источников

  1. Тесты шин, http://avtoshyna.info/testyi-shin.html
  2. Мишин С. Тест шипы и липучки на льду: Казус градуса // За рулем, 2009, http://www.zr.ru/articles/58548

Оглавление | Следующая статья: На что обратить внимание перед поездкой зимой на автомобиле

Источник: www.CAR-TALES.RU

Эта статья полезна для Вас? Да 16 / Нет 0

Порекомендуйте статью друзьям: