Анатомия заторов: теория и секреты вождения в пробке

ВАЖНО! Нижепредставленный материал носит научно-исследовательский характер, объясняя «физику» пробок, и не является рекомендацией к действиям, нарушающим ПДД.

Утро, час пик, пробка… Какой-то водитель не выдерживает, выезжает на крайнюю встречную полосу, и с включенными «аварийками» едет вперед, объезжая пробку. За ним еще один, потом еще. Наконец после нескольких машин водитель черного «кольта», который стоит передо мной, выставляет в окно средний палец. Этот салют адресован десяткам машин, которые пытаются, в нарушение правил быстро, преодолеть затор. Это – классический случай «дилеммы узника» со многими участниками, один из самых распространенных примеров математической теории игр. У каждого водителя есть выбор: или вести себя по правилам, или ехать по встречной. Наибольшую выгоду все участники могли бы извлечь, если бы они не пытались проскочить пробку, тогда средняя скорость движения – максимальная. Вместе с тем больше всего участник этой «игры» может потерять, если найдутся несколько «провокаторов», которые поведут за собой на нарушение еще с десяток водителей. Они, если их не поймает инспектор ГАИ, проедут быстрее, а все другие авто затормозят свой ход. Поэтому оптимальной, хотя и не наиболее выгодной стратегией является вылезать на встречную и нарушать самому. При этом, чем больше людей так делают, тем меньше для них будет общий выигрыш во времени. Для того чтобы выгода в ситуации с «дилеммой узников» была максимальна для всех участников, а это происходит в случае, когда все действуют по правилам, нужен немного высший уровень сознания, чем есть на дорогах города в настоящий момент.

ВАЖНО! Езда по встречной полосе в нарушение правил ПДД влечет лешение права управления транспортным средством на 4-6 мес. (КОАП, п. 12.15 ч. 4). Полная таблица штрафов ГИБДД.

Общепризнанной теории возникновения заторов до сих пор нет, однако отдельные аспекты того, как они рождаются и исчезают, уже установлены. Кроме анализа отдельных моделей поведения с помощью теории игр, для описания пробок часто используют аналогии из физики. Так, поток машин рассматривают как поток жидкости, с применением соответствующих уравнений для ее движения. Еще 15 лет назад появилась математическая модель, которая утверждает, – пробки могут возникать не только в местах сужения дороги или рядом с препятствиями, например, вблизи машин, которые попали в аварию. При достаточной плотности потока они появляются на ровном месте – один водитель немного уменьшает ход, другой жмет на тормоз сильнее, чтобы не допустить столкновения, следующий еще сильнее – и вот уже пробка готова. Затор не постоянен, а зона, в которой скорость машин временно равняется нулю, уходит подобно волне в сторону, противоположную движению. Скорость такой стоп-волны, согласно экспериментам, приблизительно вдвое меньше, чем скорость потока машин. Недавно группа японских исследователей экспериментально подтвердила эту модель. Они пустили группу из нескольких десятков машин по кругу. Каждому водителю было приказано двигаться со скоростью 60 км/час. За некоторое время, в связи с незначительными отличиями в стиле вождения участников, как и было предусмотрено моделью, начали образовываться заторы или стоп-волны, которые за несколько секунд рассасывались. Способ борьбы с подобными препятствиями есть. Однако, как и в случае ситуации наподобие «дилеммы узников», для этого необходим высший уровень культуры водителей.

Инженер Вильям Бетти, проживая в Сиэтле, по пути на работу разработал способ предотвращения заторов. Он рекомендует стиль вождения, противоположный тому, как ездит значительная часть россиян. Бетти заметил, что участники движения, которые постоянно газуют и прижимаются к машине впереди, чтобы не дать возможность другим влезть перед ними, и те, кто часто меняет полосы, чтобы продвинуться хотя бы на два-три метра дальше, увеличивают величину затора, а также ширину стоп-волны. Такой нервный стиль приводит к тому, что заторы становятся еще большими, а вместе с ними растет и раздражение водителей. Зато, подъезжая однажды вечером к затору, Бетти попробовал ехать медленнее, оставляя перед собой большой простор – в несколько десятков метров – и старался не использовать тормоза вообще. Он рассчитывал свою скорость так, чтобы подъезжать к началу затора в момент, когда последняя машина начинала двигаться. Для этого нужно придерживаться скорости, с которой идет весь поток, и не обращать внимания, даже если машины сбоку попробуют влезть на пустое место впереди вас. Проехав, таким образом, полчаса, исследователь выяснил, что значительный отрезок пути сзади него равномерно заполнен машинами, а на соседних полосах – заторы. Действия одного человека смогли уничтожить значительное количество стоп-волн.

В последующем, как показали его эксперименты, несколько людей с подобным стилем вождения могут «разгладить» дорогу на многие километры вперед и назад. Самое сложное, с психологической точки зрения, ломать модель поведения, по которому если ты пропускаешь кого-то впереди себя, на пустое пространство, ты – лузер, лох.

Источник: www.CAR-TALES.RU

Эта статья полезна для Вас? Да 2 / Нет 0

Порекомендуйте статью друзьям: