Неисправности газораспределительного механизма (подробное описание)

В процессе эксплуатации двигателя трущиеся поверхности деталей механизма газораспределения изнашиваются, зазоры в сопряжениях увеличиваются. Воздействие горячих газов, ударных нагрузок, отложение нагара нарушают герметичное прилегание клапанов к седлам.

Характерными дефектами деталей механизма газораспределения являются следующие: износ и выгорание фасок клапана и его седла; износ стержня клапана по диаметру и в торце; износ бойка коромысла, направляющих втулок клапана и толкателя; потеря упругости и уменьшение длины пружины клапана; износ стержня толкателя по диаметру, толкателя по поверхности сопряжения с кулачком распределительного вала и гнезда под штангу по глубине; износ кулачков и шеек распределительного вала, подшипников распределительного вала и зубьев распределительных шестерен.

Перечисленные дефекты сопровождаются уменьшением мощности и экономичности двигателя, подсасыванием воздуха и обеднением смеси, прорывом отработавших газов, стуком клапанов. Для обеспечения нормальной работы механизма газораспределения нужно периодически в соответствии с правилами технического обслуживания (ГОСТ. 20793-..- 75) проверять и подтягивать крепления головки цилиндров, стоек валиков коромысел и других деталей механизма; проверять и регулировать зазоры у клапанов и декомпрессионного механизма, а также осевое перемещение распределительного вала. Кроме того, необходимо контролировать герметичность прилегания клапанов к гнездам и упругость пружин.

Регулировка зазора в клапанах. Своевременность открытия и закрытия клапанов может быть нарушена из-за неправильного зазора между стержнем клапана и бойком коромысла или толкателем. Слишком большой или малый зазор в клапанах снижает мощность двигателя и увеличивает удельный расход топлива. Малый зазор и обусловленная этим неплотная посадка клапанов в их седлах приводят к быстрому выгоранию фасок клапанов и седел. Работа двигателя при больших зазорах в клапанах сопровождается металлическим стуком в зоне расположения клапанов.

У двигателей с боковым расположением клапанов зазор регулируют следующим образом. Вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, устанавливают распределительный вал в такое положение, при котором первый выпускной клапан полностью открыт. В этом положении щупом проверяют и при необходимости регулируют зазоры у второго, третьего и шестого выпускных и у первого, третьего и пятого впускных клапанов. Для регулировки зазора отпускают контргайку и, поворачивая ключом регулировочный болт, посредством щупа устанавливают нормальный зазор. Затем, удерживая одним ключом регулировочный болт, другим затягивают контргайку и после этого вторично проверяют зазор. Далее поворачивают коленчатый вал на один полный оборот и при полном открытии шестого выпускного клапана проверяют и регулируют зазоры у остальных клапанов.

У двигателей с подвесным расположением клапанов зазор регулируют в такой последовательности. Проверяют затяжку гаек шпилек головки цилиндров и стоек коромысел и при необходимости подтягивают их. Включают декомпрессионный механизм и наблюдают за коромыслами клапанов первого цилиндра, медленно вращая коленчатый вал до тех пор, пока выпускной и впускной клапаны откроются и закроются.

Поршень первого цилиндра устанавливают в верхнюю мертвую точку при такте сжатия. Для этого, вывинтив шпильку из картера маховика, вставляют ее в это же отверстие ненарезанной частью и, слегка нажимая на шпильку, продолжают вращать коленчатый вал до тех пор, пока она не войдет в углубление на ободе маховика. Затем выключают декомлрессионный механизм. Действительный зазор у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра проверяют щупом.

Эта статья полезна для Вас? Да 9 / Нет 1

Порекомендуйте статью друзьям: