Что происходит с автомобилем на зимней дороге – физику не обманешь
Итак, причина резкого ухудшения управляемости автомобиля на зимней дороге заключается в слабом сцеплении колес с дорожным покрытием. Данный эффект проявляется зимой даже на сухом асфальте, а что уж говорить про заснеженную или обледенелую дорогу.
Для водителей-новичков, которые только освоились в управлении автомобилем, переход на зимнюю резину представляет серьезную опасность именно из-за того, что отсутствует опыт в прогнозе длины тормозного пути и поведении автомобиля на той или иной поверхности.
Увеличение длины тормозного пути – одно из следствий плохого сцепления колес с дорогой. Однако плохое сцепление определяет и другую серьезную опасность – риск возникновения заноса.
Занос чаще всего возникает в результате воздействия инерционных сил на движущийся автомобиль.
Например, при прохождении поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая стремится «вытолкнуть» его наружу.
В контексте рассматриваемой задачи величину центробежной силы можно рассчитать по формуле:
F = (mv2)/R,
где F – центробежная сила, m – масса автомобиля, v – скорость автомобиля, R – радиус поворота.
Таким образом, проанализировав представленную формулу можно сделать несколько важных выводов:
- Увеличение скорости в два раза ведет к увеличению центробежной силы в четыре раза! Неправильно выбранная скорость прохождения поворота – одна из очевидных причин возникновения заноса.
- Чем больше масса автомобиля, тем большая центробежная сила воздействует на него при прохождении поворота фиксированного радиуса на фиксированной скорости.
- Чем меньше радиус поворота, тем большая центробежная сила воздействует на автомобиль при прохождении на фиксированной скорости.
Противостоит заносу сила трения между колесами и дорожным покрытием. Следовательно, чем хуже сцепление с дорогой, тем ниже пороговое значение центробежной силы, при котором возникает занос.
И вот мы подошли к очень важному моменту – если колеса начинают скользить (срываются в юз), то сцепление с дорожным покрытием резко ухудшается! В данном случае сила трения скольжения значительно меньше силы трения покоя. Поэтому надо четко понимать, что для максимального сцепления с дорогой необходимо не допускать срыва колес в юз – колеса должны катиться по поверхности, а не скользить!
Но заносы возникают не только в поворотах. Типичным условием возникновения заноса является несовпадение векторов скорости и результирующей силы. Под вектором результирующей силы понимается вектор, образующийся в результате взаимодействия инерционной силы с силами противодействия от каждого колеса. Рассмотрим эту ситуацию на примере.
Типичная дорожная ситуация – автомобиль движется по заснеженной дороге, причем правые колеса катятся по снегу, а левые катятся по асфальту. Если начать резкое торможение, то правые колеса сорвутся в юз (начнут скользить), следовательно, уменьшится сила трения между правыми колесами и дорожным покрытием, следовательно, вектор результирующей силы будет смещен влево относительно вектора скорости, и это может утянуть автомобиль в левую сторону. Это очень опасно! Во-первых, автомобиль «сам поворачивает» в том месте, где дорожного поворота нет, а во-вторых, резкий поворот на скорости с высокой степенью вероятности спровоцирует занос, о чем говорилось выше. Отсюда вытекает важное правило – нельзя резко тормозить на зимней дороге!
Еще занос можно спровоцировать резким стартом с пробуксовкой. Особенно актуально это для заднеприводных автомобилей – при резком старте зад автомобиля может «выпрыгнуть» в сторону, и машина в итоге может оказаться развернутой в противоположном направлении. Для переднеприводных автомобилей резкий старт на скользкой дороге тоже опасен – автомобиль может «утащить» в сторону.
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что правильный выбор скорости и обеспечение по возможности равномерного и максимально возможного сцепления каждого колеса с дорожным покрытием являются обязательными условиями безопасного вождения! И особенно это актуально для вождения зимой.
Оглавление | Следующая статья: Трогание и разгон автомобиля на зимней дороге
Источник: CAR-TALES.RU
Порекомендуйте статью друзьям: |