Мастерство безопасного управления автомобилем

Страницы: 1 2 3 4

ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ — аппарат восприятия (принятия) водителем всей сложнейшей информации, исходящей от автомобиля, дороги и участников движения.
У водителя, как и у каждой системы управления, должен быть очень качественный аппарат принятия информации. Это все органы чувств, вестибулярный аппарат и многие другие, которые позволяют определять положение тела в пространстве и в кабине. Аппарат восприятия информации очень сложен и у каждого человека индивидуален. Но для безопасного водителя имеется нижний предел, например, зрения по дальности и четкости видения, по уровню дальтонизма, утомляемости органов зрения, слуха и других органов восприятия.
Как обучать глаза, уши и другие органы определения чувства безопасности на дороге? Ведь дорога требует совсем по-другому смотреть и видеть, не только пассивно слушать, но услышать то, чего не бывает дома, на кухне, во дворе. Каждый орган восприятия человека на дороге должен иметь другое качество, в отличие от обычной домашней сферы. Поэтому и обучаться, и воспитывать себя нужно более быстро, чем в обычной бытовой обстановке, в которой различные ошибки в различном восприятии не приводят к тяжелым последствиям. На дороге такая же «бытовая» ошибка может привести к гибели людей.

Первый элемент позволяет на интуитивном уровне ощущать все элементы автомобиля на любых режимах движения и предварительно предугадывать возможное изменение качества любого узла или детали. Это высший ранг качества первого элемента. Это желательно для каждого водителя. Этим качеством обладают испытатели, хорошие гонщики и большие любители автомобильной техники.

Первый элемент системы качества водителя сложен и требует длительной тренировки, чтобы не только видеть, но и распознавать опасные и неопасные траектории и режимы движения. Все чувства включены в систему оповещения водителя. Одни в бодрствующем, другие в режиме «тлеющего разряда», и только зрение работает всегда.

ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ — аппарат водителя по выбору только необходимой информации для безопасного и комфортного движения автомобилей. Смотреть — это не значит видеть. Поэтому этот аппарат в результате обучения водителя и особенно на основе собственного опыта водителя должен обеспечивать выбор либо положительной, либо отрицательной информации. Часто обучают только тому, что плохо и опасно на дороге. Это вызывает постоянные сверхнапряжения у водителя. Он быстро утомляется. Желательно искать на дороге и положительную информацию, которая показывает, что есть множество ситуаций, никогда не приводящих к ДТП. Этому учиться труднее, чем на опасных примерах, в которых ясно почти все. А вот обучить вас безопасным ситуациям — более трудоемкое занятие и для педагогов, и для обучаемых. Это происходит из-за недостаточного уровня транспортного интеллекта у участников движения. Например, при движении в зоне школы водителя учат, что он должен двигаться со скоростью 1 км/ч. А надо учить тому, что и в зоне школы движение может быть полностью безопасным. Но для этого надо знать несколько безопасных ситуаций, которые никогда не приведут к ДТП.

Страницы: 1 2 3 4

Порекомендуйте статью друзьям: