Трогание и разгон автомобиля на зимней дороге

В прошлой статье мы выяснили, что если одно или более колес начинают скользить, то сцепление с дорожным покрытием резко ухудшается, что в итоге может привести к потере контроля над автомобилем. Чтобы этого не допустить и обеспечить безопасность вождения на зимней дороге, необходимо освоить некоторые водительские приемы. Итак, начнем по порядку – с трогания и разгона.

В момент трогания крайне не желательно допускать такой ситуации, когда ведущие колеса подолгу буксуют. Во-первых, автомобиль может утащить в сторону или развернуть, во-вторых, можно закопаться и в итоге «сесть на брюхо», а в-третьих, это дополнительная нагрузка на трансмиссию (особенно актуально это для автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач).

Поэтому следует запомнить важное правило – если при трогании или разгоне автомобиля колеса начинают буксовать, необходимо предпринять все меры, чтобы остановить процесс проскальзывания шин.

Трогание: работа сцеплением

При трогании сила тяги на ведущих колесах нарастает постепенно по мере отпускания педали сцепления. Как только сила тяги достигает определенного значения, автомобиль начинает движение. Однако зимой на скользком покрытии зачастую складывается такая ситуация, когда автомобиль еще не движется, а колеса уже буксуют. В таком случае трогаться следует «рывками».

Техника трогания «рывками» на скользком покрытии:

  1. Выжмите сцепление и включите первую передачу.
  2. Отпускайте педаль сцепления, и как только ведущие колеса сорвутся в пробуксовку, в тот же момент выжмите сцепление.
  3. Не дожидаясь полной остановки ведущих колес, повторите пункт 2 еще несколько раз, пока автомобиль не начнет движение.

Пояснения по технике исполнения:

  1. Отпускать и выжимать педаль сцепления следует резко, но не бросать! При таком исполнении риск перегрева сцепления минимален.
  2. При отпускании педали сцепления в момент схватывания следует СЛЕГКА нажимать на педаль газа, а при выжиме педали сцепления – отпускать педаль газа. Нельзя «газовать» сильно – перегреете сцепление!
  3. Не выжимайте сцепление «в пол», работайте педалью сцепления около «точки схватывания». При таком исполнении проще контролировать процесс схватывания и легче попадать в такт. Однако следует помнить, что подолгу держать педаль сцепления в полувыжиме нельзя – это негативно влияет на ресурс выжимного подшипника и корзины.

Трогание на второй передаче

Техника трогания аналогична представленной выше, но при этом включать следует не первую, а вторую передачу.

Зачем это делать? Дело в том, что при одних и тех же оборотах двигателя сила тяги, приложенная к ведущим колесам автомобиля, будет разной при включении разных передач. На первой передаче – самая большая сила тяги, а на последней – самая маленькая (закон «рычага»). Таким образом, при трогании на второй передаче двигателю «труднее» сорвать ведущие колеса в букс, а именно этого – отсутствия пробуксовки – мы и добиваемся.

Данный метод более сложен в исполнении, так как требует более четкой и более уверенной работы с педалями сцепления и газа – одно неловкое движение, и двигатель заглохнет. Однако, описанная техника показывает высокую эффективность трогания на любых скользких поверхностях (снег, лед, грязь), поэтому крайне желательно ее освоить!

Разгон и движение в натяг

В контексте рассматриваемых процессов термин «в натяг» означает движение на пониженных оборотах двигателя.

Зачем это делать? Дело в том, что современные двигатели внутреннего сгорания на пониженных оборотах выдают пониженное значение крутящего момента. Как правило, «рабочее» значение крутящего момента достигается на средних оборотах. Таким образом, на низких оборотах сила тяги, приложенная к ведущим колесам, оказывается минимальной, то есть труднее сорвать колеса в пробуксовку.

Техника разгона и движения в натяг очень проста – просто включайте повышенные передачи заранее. Например, на одном и том же участке дороги при одинаковой скорости движения летом и зимой вы ехали бы на разных передачах. Летом вы ехали бы на второй передаче при средних оборотах двигателя, а зимой – на третьей передаче на пониженных оборотах.

Заключение

Всегда помните о главном правиле – стараться не допускать скольжения (проскальзывания) шин по дорожному покрытию, потому что это небезопасно!

Если тронуться на скользкой дороге не получается, и колеса сразу срываются в пробуксовку, то следует трогаться «рывками» и/или со второй передачи, работая педалями сцепления и газа.

Старайтесь двигаться по зимней дороге в натяг. Это значительно снизит во время движения риск срыва ведущих колес в пробуксовку, а значит и снизит риск возникновения заноса.

Оглавление | Следующая статья: Торможение автомобиля на зимней дороге

 Источник: www.CAR-TALES.RU

Эта статья полезна для Вас? Да 5 / Нет 0

Порекомендуйте статью друзьям: