Базовая теория или что происходит с деталями автомобиля зимой

Для того чтобы рассматривать дальнейший материал, ознакомимся с некоторыми физическими явлениями, которые оказывают влияние на характеристики деталей автомобиля. Понимание физики этих процессов в дальнейшем поможет автовладельцу избежать множества ошибок, за многие из которых пришлось бы расплачиваться значительными суммами денег.

Итак…

Твердые материалы на морозе сужается

И в первую очередь, это актуально для трущихся сопряженных деталей. Как правило, следствием такого сужения является увеличение зазоров между поверхностями, что приводит к биениям трущихся элементов друг об друга. Такие биения свидетельствуют о неоптимальном сопряжении трущихся поверхностей, и как следствие, это ускоряет износ детали. Описанное явление можно распознать по характерным посторонним звукам. Например, для двигателя это будет металлический лязг, а для вентилятора – повышенный гул вперемешку с дополнительными звуками.

А теперь представим, что в таком режиме будет происходить с деталью при увеличении скорости перемещения одной трущейся поверхности  относительно  другой – в большинстве случаев это значительно увеличивает износ детали!

Смазывающее вещество на морозе застывает и теряет частично свойства

Застывание смазывающего вещества на морозе приводит к тому, что элементы подшипника начинают смазываться не оптимально, и в итоге увеличивается сила трения между сопряженными деталями. Например, на морозе перемещать одну часть подшипника относительно другой тяжелее, чем это делать в теплую погоду. Зная про это явление, можно спрогнозировать последствия:

  • увеличение скорости перемещения одной части подшипника относительно другой приводит к увеличению нагрузки на другие узлы и детали, что ускоряет их износ (например, тугой подшипник раскрутить тяжелее, поэтому увеличивается нагрузка на мотор, который этот подшипник должен раскрутить);
  • увеличение скорости перемещения одной части подшипника относительно другой ведет к ускорению износа самого подшипника (например, при застывании смазывающего вещества до такого состояния, когда подшипник качения превращается в подшипник скольжения).

У жидкости с понижением температуры увеличивается вязкость

В современном автомобиле имеется несколько по функциональному назначению типов жидкостей, и все они изменяют свои свойства под воздействием низких температур. В частности, у всех жидкостей наблюдается увеличение вязкости с понижением температуры. Вязкость или внутреннее трение определяет сопротивление перемещению одной части жидкости относительно другой. Вязкость жидкости можно представить через тягучесть. Все видели сгущенное молоко – оно более тягучее (более вязкое) по сравнению с чаем или водой.

И к чему же приводит увеличение вязкости? Во-первых, к увеличению сопротивления текущей жидкости и, как следствие, увеличению нагрузки на детали и узлы, с которыми эта жидкость взаимодействует. Второй неприятный момент – из-за увеличения вязкости жидкость хуже проникает в узкие места. Например, вязкое масло не проникает в некоторые зазоры между сопряженными трущимися деталями (такое явление называют «масляным голоданием»).

И первый, и второй рассмотренные случаи ведут к увеличению износа деталей. А что будет, если мы захотим перемещать такую вязкую жидкость быстрее? Правильно, в обоих рассмотренных случаях увеличится нагрузка на детали, и как следствие, еще сильнее увеличится их износ!

Эластичные детали на морозе дубеют и становятся хрупкими

И это, в первую очередь, актуально для шлангов, которых в современном автомобиле насчитывается достаточно много. Чуть выше вы прочитали про явление увеличения вязкости жидкости с понижением температуры. А теперь представим, что может произойти с задубевшим, практически неэластичным резиновым шлангом, по которому эта жидкость перемещается. Ответ напрашивается сам собой – шланг может либо лопнуть, либо его сорвет с патрубка. А теперь представим, что будет, если такую вязкую жидкость по задубевшему шлангу мы захотим перемещать еще быстрее. Ответ очевиден – увеличится нагрузка на шланг, и многократно возрастут шансы на его выход из строя.

Эта ситуация довольно типична, и некоторые автомобилисты делятся своими историями, как у них зимой срывает шланг гидроусилителя руля.

У аккумулятора на морозе уменьшается емкость

Поскольку электролит – это жидкость, то с понижением температуры у него опять-таки увеличивается вязкость, а вместе с этим ухудшается способность проникать в поры пластин аккумулятора. Вследствие этого скорость химической реакции падает, и соответственно уменьшается время, в течение которого аккумулятор способен выдавать требуемый ток. То есть фактически уменьшается емкость аккумулятора. При плохом стечении обстоятельств, энергии аккумулятора может не хватить, чтобы завести двигатель в мороз.

Когда вода превращается в лед, она увеличивается в объеме

Это факт и об этом надо помнить! Если вы оставите на ночь в мороз в машине пластиковую бутылку с водой, то на утро вместо бутылки вы обнаружите «раздутый булыжник». А если это будет пиво в стеклянной бутылке, то, скорее всего, утром вам придется убирать осколки из салона – замерзшая жидкость разорвет стеклянную бутылку.

А теперь представим, что будет, если вы не заменили летнюю стеклоомывающую жидкость на зимнюю. Жидкость стеклоомывателя замерзнет, но при этом высока вероятность, что разорвет бачок или разорвет/сорвет шланги стеклоомывателя.

Как же тогда эксплуатировать автомобиль зимой?

Как видите, зимний период несет нам множество сюрпризов, поэтому каждый автовладелец должен крайне ответственно подходить к зимней эксплуатации своей машины. Каким-либо образом положительно повлиять на рассмотренные выше процессы мы, как правило, не можем или можем только частично. Зато мы можем и ДОЛЖНЫ НЕ УСУГУБЛЯТЬ эти  процессы. Надеюсь, из всего прочитанного вы уже догадались, что решение напрашивается само собой – зимой необходимо просто НЕ МЕШАТЬ узлам автомобиля спокойно прогреться!

Так же в наших силах тщательно подготовить автомобиль к зимней эксплуатации, о чем подробно будет рассказано в следующей статье.

Но главное, понимая физику вышеописанных процессов, вы уже не будете вредить своему автомобилю, и тогда он прослужит вам верой и правдой долгие годы.

Оглавление | Следующая статья: Готовим автомобиль к зиме и готовимся сами

Источник: www.CAR-TALES.RU

Эта статья полезна для Вас? Да 3 / Нет 0

Порекомендуйте статью друзьям: